И снова, история повторяется?

В улусной газете «Дабаан от 14 июля 1994 года №84 в рубрике Родная сторона вышла моя статья «История повторяется».
История повторяется.
Вот полный текст:
История повторяется
Будучи еще студентом-дипломником, при подготовке дипломной работы изрядно пришлось покопаться в подшивках старых газет, изданий, трудов исследователей Сибири и Якутии в поисках нужного материала. Меня интересовали материалы, касающиеся истории развития оленеводства в Якутии, в частности, в горно-таежной зоне, где расположен совхоз «Кировский». Также интересовался историей эвенов Ламунхинского рода. Некоторые материалы выписал в надеждечто они пригодятся для дипломной работы, но к сожалению, их не удалось использовать. Вот и пришла мысль, может, будет интересно кому-нибудь узнать об истории своего края, о народах, которые здесь жили, их занятиях.
..Вероятно, в начале 20-х годов 19 века из алданских тюгясиров и буяксиров был сформирован административный Ламунхинский род. В 1858-1859 г.г. этот род насчитывал149 человек, в 1897 году — 354 человека. Большинство ламынхинцев обитало в Намском улусе Якутского округа, меньшенство — в Верхоянском округе. Такие сведения даются в издании «Памятная книжка Якутской области на 1897 год». По переписи 1897 года ламунхинский род подразделялся на 4 племени или «колена»: Дондаконское, Ламунхинское, Тюгасирское и Хоринское. В некоторых изданиях ламунхинцы упоминаются как ламуты. Так, в издании «Северные округа Якутии» за 1926 год дается такая поправка:»…скрываясь от военных отрядов, оленеводы уходили из осовных районов охоты, с лучших пастбищ, что расстраивало их хозяйство». В 1926 году председатель Верхоянского окрисполкома докладывал членам правительственной комиссии ЯЦИК, что «ламуты разорены и бедствуют, так как со времени военного коммунизма они прятались у себя в горах и только теперь выходят оттуда, и им нужно оказать самую широкую социальную помощь, снабдив их берданами и огнестрельными припасами, отпустив кредит через хозорганы. Для поднятия оленеводства. необходимо перебросить из Анабара и Вилюйска оленей».
Ранее, в 1921 году, с просьбой оказать помощь ламутам обращается к Максиму Горькому один из первых деятелей Якутии А.А. Семенов. Он сообщает в своем письме:»По обеим сторонам Верхоянского хребта кочует род ламутов, численностью в 350 человек». Далее он пишет о трудной, полной лишений жизни ламутов и просит писателя ходатайствовать перед правительством об оказании помощи:»… и вы, знаю, не сможете оказать в поддержке, да и как отказать, когда речь идет о первобытных людях, сохранивших через века детскую прямоту и честность». Также он писал о занятиях местных жителей, одним из которых была перевозка казенных грузов и обслуживание предприятия по добыче свинца в Верхоянском уезде.
Первые сведения о разработке свинца в районе Эндыбала Верхоянского округа датируются второй половиной 18 столетия. Так, доцент Иркутского госуниверситета М.И Соколов в работе «Якутия в переписи 1917 года» приводит данные о том, что «Якутская губерния очень богата серебряно-свинцовыми рудами. Тунгусы Верхоянского уезда выплавляют серебро и свинец из руд, известных им в бассейне реки Дулгалаах. В 1765 году, в бассейне реки Яны по реке Эндыбал, между отрогами Верхоянского хребта были найдены серебросвинцовые руды, содержащие на 100 пудов руды 1 фунт 24 золотника серебра и 45 фунтов 5 золотника свинца. Работы начались в 1775 г., а в 1781 г. прекратились».
История Эндыбальского рудника на этом не кончается. Нет пока сведений о его существовании в 19 веке. В начале нынешнего века, до начала 20-х годов владельцем Эндыбальского рудника был вышеупомянутый А.А.Семенов. Кстати, он не понаслышке знал М. Горького. Был с ним близко знаком и переписывался. История его жизни — эо целая эпопея, очень содержательная и в то же время трагичная.Но это отдельная тема. Мы когда-нибудь к этому вернемся.
В период 1920-22 гг. тогда еще Якутская область испытывала острый недостаток в свинце, что тормозило заготовку пушнины. Поэтому Якутский губпродком оказывал А.А.Семенову всемерное содействие в разработке свинцовых месторождений и выплавке свинца.
С образованием Якутской Автономной Советской Социалистической Республики А.А.Семенов передал Наркомату торговли и промышленности Якутской АССР. Поскольку к этому времени предприятие было разгромлено белобандитами, то восстановление его в 1927 году было снова поручено А.А.Семенову. На правах аренды правительство Якутии выделило ему на эту цель 25 тысяч рублей золотом. Рудник был восстановлен, начал давать свинец. В 1928 году по обоюдному согласию договор был расторгнут, рудник передан управлению Якутского горного округа. Предприятие оказалось нерентабельным и прекратило свое существование.
Далее рудник был передан в распоряжение небезызвестной организации Дальстрой, большинство работников которой состояло из числа репрессированных и ссыльных поселенцев. В одном из отчетов начальника партии в 30-х годах приводятся безрадостные сведения, где он уделял внимание на то, что работники объявили голодовку в знак протеста за некачественные продукты питания, невыплату зарплат. Отмечались случаи убийств, самоубийств, случаи угроз, насилия в адрес должностных лиц со стороны уголовных элементов. Один из нарочных. отправленный то ли в Якутск, то ли из Якутска, пропал где-то в пути. Может заблудился и погиб, может утонул, в бурных горных реках.
По рассказам местных жителей, в 1939 году рудник опять закрыли, а в 1940 году был образован опытный оленсовхоз, также принадлежавший Дальстрою, но работники были уже из числа местных жителей — эвены, а специалисты и администрация были из других краев, русские и якуты.
Наука утверждает, что история развивается по спирали, через определенное время события, как бы повторяются. Видимо история Эндыбальского рудника переживает очередное свое развитие, но опять коренные жители остаются как бы в стороне от этого.Чужие дяди из чужого района добывают из недр нашей земли серебро и свинец, золото и полиметаллы. Корежится земля, наносится урон оленьим пастбищам, безвозвратно уходит дикий зверь. Что принадлежит аборигену из добытого богатства, богатства его земли? Никакие причины экономического кризиса в стране, в республике не оправдают наших необдуманных поступков в глазах потомков. Говорят, что Бог судья, а если человек неверующий — то кто высший судья? История? Простит ли она нам? Одним — кто совершает эти поступки, другим — кто равнодушен ко всему.

А СТЕПАНОВ
с.Себян-Кюель.

Прошло более 20 лет, я запустил сайт и открыл рубрику о истории села. Опять возвращаюсь к описанию истории как Ламунхинского рода, так и Эндыбала тоже. В этом году начинается освоение ГОК на Эндыбале и опять история повторяется. Но какой виток он наберет на этот раз, какую пользу принесет селу, нашему маленькому народу? Как хочется надеяться на то, что с развитием и разработкой месторожденией полезных ископаемых придет и экономическое благополучие не только села, но и республики.

А.Степанов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *