По истории возникновения села.

Исторического материала, прослеживающего историю села, мало, прежде всего из-за того, что кочующий род ламутов (ламунхинский род), не имея оседлого образа жизни, кочевал по отрогам Верхоянского хребта. Первые официальные упоминания о роде в архивным материалах относятся к периоду установления Советской власти в северных окраинах. По моему, начало тому дало решение правительства ЯАССР о национализации свинцовых рудников Семенова. Об этом имеется официальное постановление, и историю которого следует изучить и обнародовать, хотя бы в рамках ее освещения на этом сайте. Она не носит научного, исторического характера, и не претендует на такую цель.
Изучая архивные материалы в республиканском национальном архиве я наткнулся на две основные, как бы ветви, по которому происходило возникновение административной единицы, как Ламунхинский наслег. В период, когда Семенов вел работы по освоению свинцовых месторождений, местные жители были заняты частным извозом как по доставке этих руд до Батамая, также они завозили грузы от Якутска до Верхоянска. Но основная часть все же была занята извозом более близко расположенного в месту компактного проживания рода, к свинцовым рудникам. Об этом писал в своих письмах к писателю Горькому сам Семенов. Национализация рудников привело к тому, что деятельность Семенова прекратилась, и соответственно и прекратился извоз. К тому же другие трудности, связанные с белым движением, разные болезни, приводящие к падежу оленей, в том числе и от волков, привело к резкому сокращению поголовья оленей. Наверное, не обошлось без содействия самого Семенова, в результате которого ламунхинский род обратился к якутскому правительству с просьбой оказать содействие в предоставление кредита для закупки оленей, продовольствия, снаряжения для охоты и рыболовства. Кредит был представлен, и тут началась история перехода ламунхинского рода на оседлый образ жизни, так как в просьбе о содействии предоставлении кредита был пункт, где предусматривалась процедура этохо перехода. В то время род как бы делился на две части, западной — в местности Хятандьа, и восточный, расположение которого пока неизвестно.
Более подробно и для полноты картины привожу текст заявления (неполный),представителей наслега, так как ниже приведен полный перечень жителей восточной части рода.
Ходотайство: от ламута Намского улуса Ламынхинского наслега Степана Алексеевича Афанасьева, который занимается извозом, о предоставлении финансовой помощи. Имеется справка, но написанная на латинице, так как в то время якутский текст писали на латинице. Необходимо время для ее прочтения и осмысления, которого у меня, к сожалению, не было и я временно отложил этот вопрос. От его имени было написано заявление от имени ламунхинского рода:
«наш наслег состоит 307 душ(поправка красным карандашом — 384 души. Прим:автор), и расселены по Верхоянскому хребту. Наше поселение бродячее (текст оригинала, прим.автор),только в зимнее время группируется по «Тумаре», занимается извозом…»
«…мы узнали, что в последнее время по всем делам выступает в качестве нашего представителя Павел Кейметинов, который действительно был уполномочен только на заключение договора по доставке грузов в Верхоянск. По его ходотайству НКПЗ «Холбос», как нам сообщено председателем нашего нацсовета, собирается открыть школу и кооператив в местности «Хатания», который находится в западном конце нашего наслега, где живут самая незначительная часть поселения…
Школа и кооператив, если будут окрыты на таком отдаленном пункте не будут обслуживать нужды нашего поселения. Центральным местом,куда тяготеет почти все население, является местность «Семаныя», где имеется «Суглин», недалеко от «Тумары».
Кроме того, Павел Кейметинов договорился от имени нашего наслега на доставку грузов. Но поселение восточного района нашего наслега поставлено этим договором в крайне невыгодное и затруднительное положение. Нам гораздо выгодно иметь отношение с Якутском, чем с западным районом…., для нас проживающих в восточном районе желательно заключить договор на поставку грузов непосредственно, не связанными западними.
В связи с вышеизложенным просим оказать нам содействие: Председатель Совета Егор Семенович Кривошапкин..»
Далее перечислены все жители, в числе которых: Егор Петрович Кривошапкин, Василий Егорович Кривошапкин, Иван Семенович Старостин, Афанасий Петрович Кривошапкин, Николай Ксенофонтович Кривошапкин, Михаил Семенович Кривошапки, Василий Ксенофонтович Кривошапкин, Алесандр Семенович Стефанов, Григорий Григорьевич Стефанов и другие. Отдельно список женщин, в числе которых Екатерина Николаевна Кривошапкина, Мария Егоровна Кривошапкина, Анна Николаевна Кривошапкина, Татьяна Семеновна Захарова, Александра Николаевна Захарова, Акулина Стефанова и др. Всего 102 подписи.
Далее предлагается разделить наслег на две части: Западный Ламунхинский — 173 души, и Восточный Ламунхинский — 211 душ. Причина раздела — «невозможность общения из-за его дальности и отсутствия жилья в срединной полосе». Здесь же выдвигается вопрос о постройке школы в восточной части наслега.
В этих же материалах дела: предложение о разделении наслега на 2 центра. Один в «Хадарыния» (по тексту), в усте реки «Кельтур» сделать общий центр, как наиболее удобный, так как проходит по тракту, идущему от пристани Батамай к свинцовым рудникам. Как проходила дальнейшая процедура решения этого вопроса еще предстоит изучить, обобщить.
Нужно более подробно изучить материалы, среди них переписка на латинице от представителей наслега в ЯЦИК, и в комитет по делам малочисленных народов Севера. Думаю, если все обобщить и осветить, то получится очень интересный материал исторического характера. Я же со своей стороны буду представлять свои взгляды на происходящие события на страницах сайта.

А. Степанов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *