Тайна третьего перелета

Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского
Автор-составитель: Костарев Евгений Юрьевич.

Хронология поисков самолета Н-209.

14.8.37г. — канадский полярный летчик Роберт Рэндалл на самолете, арендованном советским полпредством у компании «Макензи эр сервис», пролетел над рекой Макензи из устья (север Канады) вдоль северного побережья и приземлился в тех местах, в т.ч. на острове Бартер. Затем совершил полет к мысу Барроу. Спустя несколько дней он возвратился, пролетев немного вглубь материка и ведя поиск вдоль подножия гор от территории, прилегающей к острову Бартер и на запад.

14.8.37г. — из Фэрбенкса вылетели три зафрахтованных метеорологом М.Беляковым самолета. Летчик Д. Кроссон повел свой «Локхид Электра» на север (с ним летали М.Беляков и корреспондент «Правды» Л.Хват). Робинс и Армистед Клайд на «Фейрчальде» пошли на северо-запад.
На другом «Фейрчальде» вылетел на поиски Мэррей Стюарт (его сопровождал сотрудник советского посольства С.Смирнов.). Обследовав огромное пространство от Фэрбенкса до острова Флаксмен, долину реки Юкон и предгорья хребта Эндикотт, эти три самолета вернулись в Фэрбенкс.

22.8.37г. — на остров Бартер прилетел американский полярный исследователь Губерт Уилкинс (Вилкинс) с канадским пилотом Г. Холлик Кэньоном, радистом Р. Бусом, бортмехаником Д.Брауном на купленном советским правительством (Главсевморпуть) двухмоторном гидросамолете «Консолидейтед». С 22.8.37г. по 21.9.37г. Г. Вилкинс налетал над Ледовитым Океаном более 10000 миль. Они пять раз летали в сторону «полюса относительной недоступности», достигнув 86°10 с.ш.

25.8.37 — из Москвы на поиски вылетели четырехмоторные самолеты АНТ-6 «Авиаарктика» поискового лётного отряда М.В.Водопьянова-Н-170, Н-171,Н-172.
Отряд был задействован с 25.08.37г. по 26.10.37г. Начальник экспедиции — Герой Советского Союза — М.И.Шевелев. Парторг — А.А. Мирошкин. Командир отряда самолетов и командир самолета Н-170 — Герой Советского Союза — М.В.Водопьянов. Экипаж самолета Н-170: бортмеханики Ф.И.Бассейн, К.И.Морозов, П.П. Петенин, радист С.А.Иванов, второй пилот старший лейтинант Тягунин.
Экипаж самолета Н-171: командир Герой Советского Союза — В.С. Молоков, второй пилот Г.К.Орлов, штурман А.А. Ристлянд, механики В.Л.Ивашина, В.Д.Терентьев и Д.А.Тимофеев, бортрадист В.Ходов.
Экипаж самолета Н-172: командир Герой Советского Союза — А.Д.Алексеев, второй пилот капитан Курбан, штурман Н.М.Жуков, механики К.Н.Сугробов, Чечин и В.Н. Гинкин, бортрадист О.А. Куксин.
Синоптик — Б.Л. Дзердзеевский. Представитель завода авиационных приборов — И.Г. Кистанов. Представитель завода радиоаппаратуры — Траскин. Кинооператор — Р.Л. Кармен (принял участие в экспедиции, опасаясь ареста органами НКВД — его коллега писатель М.Кольцов был арестован.).

26.8.37 — с мыса Барроу на Аляске начинает поиски летчик В.Задков на самолете «Дорнье Валь» — Н-2 (базирующемся на ледоколе «Красин» в море Бофорта). Он совершает поисковые полеты также 28 августа, второго и третьего сентября. За время поисковых полетов летчик успел обследовать побережье Аляски и горный район Эндиккот. 5-го или 8-го сентября льдины раздавили его самолет у борта ледокола «Красин». Экипаж был спасен.

12.9.37г. — (по другим данным 13 или 14.9) на о.Рудольфа из Москвы прилетают четырехмоторные самолеты «Авиаарктика» АНТ-6 Водопьянова (Н-170), Молокова (Н-171) и Алексеева (Н-172). Командует всей поисковой экспедицией начальник Полярной авиации Севморпути М.И.Шевелев. Вторые пилоты А.Н. Тягунин, А.А. Курбан, М.И. Козлов. Отряд застрял из-за непогоды и приступил к поискам, когда началась полярная ночь.

18.9.37г. — (по другим данным 21.9.37г.) Г.Вилкинс прервал свои полеты.

…9.37г. — ледокол «Красин» прошел по 148-му меридиану на север до 73°13 с.ш.

14.9. — 30.10.37г. — летчик А.Грацианский со штурманом А.Штепенко, радистом Козиным, механиками Красновым и Писаревым на двухмоторной амфибии С-43 (Н-207), базируясь на м.Барроу, сделал 6 полетов. Самый дальний по 148-му меридиану он совершил до 75°30с.ш. Экипаж провел в воздухе 42 часа, покрыл 10000км.

…9.37г. — от м.Барроу до 74° с.ш. совершил полет и вернулся американский летчик Джеймс Маттерн. Затем он летал на поиски между Джуно и Уайтхорст. На Уайтхорст он совершил посадку, затем возвратился в Джуно.

20.9.37г. — в 06.13 с Рудольфа на поиски Н-209 вылетел АНТ-6- Н-169 (командир Мазурук, штурман Аккуратов). Дойдя до 84°35с.ш. самолет повернул назад.

22 – 23.9.37 — с мыса Барроу на поиски вылетает Грацианский со штурманом Штепенко.

02.10.37г. — в Москве сформирован поисковый отряд под руководством Б.Г.Чухновского (командир Н-210).

06.10.37г. — с о. Рудольфа на поиски вылетел четырехмоторный Н-170 (командир Водопьянов, второй пилот Тягунов, штурман Спирин, механик Морозов…).

06.10.37г. — в 09.00 утра с Центрального аэродрома Москвы вылетели и через 6 часов сели в Архангельске самолеты АНТ-6 «Авиаарктика» Б.Г.Чухновского (Н-210), М.С.Бабушкина (Н-211), Я.Д.Мошковского (Н-212) и Ф.Б.Фариха (Н-213). Маршрут отряда: Москва — Вологда (вдоль железной дороги) — поселок Куя близ Нарьян-Мара (посадка) — берег бухты Канкрина (невдалеке от Маточкина Шара на Новой Земле) посадка — о.Рудольфа.

07.10.37г. — в 04.15 с о.Рудольфа вылетел на поиски Н-170, в 07.23 — Н-169. Н-170 был в воздухе 10 часов 02 минуты (по другим данным 9 часов 41 минуту), дойдя за полюс до 88°05 (по другим данным 88°30 с.ш.) и возвратился обратно. Это был один-единственный серьезный поисковый полет и первый в мире ночной полет за Северный полюс. Во время этого полета был обследован огромный район длиной в 1000 км., шириной свыше 80км.

25.10.37г.- самолеты отряда Чухновского взлетели с берега бухты Канкрина (невдалеке от Маточкина Шара) и взяли курс на о.Рудольфа.

26.10.37г. — самолеты Н-170, Н-171, Н-172, не оборудованные для полетов и поисков ночью, улетели в Москву.

19.11.37г. — на смену отряда Водопьянова на Рудольф прилетают четырехмоторные самолеты АНТ-6 «Авиаарктика» Б.Г. Чухновского (командир отряда), М.С.Бабушкина, Я.Д.Мошковского и Ф.Б. Фариха — Н-210, Н-211, Н-212 и Н-213. Этот отряд, имевший мощные прожекторы, месяц просидел на вынужденной и в 1937г. не летал. Отряд был задействован с 02.10.37г. по май 1938 г.
Самолет Н-210: командир Б.Г. Чухновский, военный летчик, пилот Лисицын, пилот Пивенштейн (секретарь парткома отряда),флаг-штурман отряда Шелыганов, первый бортмеханик Петрухин, вторые бортмеханики Гурский и Куликов, бортрадист Макаров и синоптик Клемин.
Самолет Н-211: командир Герой Советского Союза М.С.Бабушкин, военный летчик, пилот Цыганов, штурман Глуменко, первый бортмеханик Бобченко,вторые бортмеханики Нелидов и Проскурин, бортрадист Разумов, радиоинженер Белякович и астроном Шавров.
Самолет Н-212: командир Я.Д. Мошковский, военный летчик, пилот Глущенко, штурман Саморуппо, первый бортмеханик Крылов, вторые бортмеханики Коротаев и Бойко, бортрадист Хапалайнен, главный инженер экспедиции Е.К. Стоман и инженер Качканьян.
Самолет Н-213: командир Ф.Б. Фарих (репрессирован в 40е гг. по клеветническому навету), военный летчик, пилот Э.К. Пусэп, штурман Гордиенко, бортрадист А.Ковалевский, первый бортмеханик Н.Л.Кекушев, вторые бортмеханики В.Терентьев и П.Иванов, техник по автопилотам, авиаинженер И.Рудный (погибнет в авиакатастрофе весной 1938г.).
Начальники навигационной службы — военный штурман И.М. Шелыганов и астроном Шавров. Инженер отряда В.Гутовский (весной 1938 г. погибнет в авиакатастрофе).
Врач и синоптик отряда И.А.Клемин (по другим данным Россельс).
Начальник всей поисковой экспедиции — М.И.Шевелев, начальник Полярной авиации (вылетел ранее с отрядом М.Водопьянова).

Осень 1937г. — на Землю Франца-Иосифа доставлены на пароходе два легкомоторных самолета П-5. Базируясь на бухту Тихую, летчики Бицкий и Котов совершили два полета — один по меридиану Рудольфа до 86° с.ш., другой по нулевому меридиану.

14 и 15.1.38г. Уилкинс с пилотом Кеньоном за штурвалом совершили первый полет при лунном свете. Они пролетели на север и обратно расстояние около 1420 миль, сделав поворот в точке, расположенной на 76°с.ш. и 170°з.д.

274 дня с 21.5.37г. по 19.2.38г. в Северном Ледовитом Океане дрейфовала на льду экспедиция «СП-1» И.Д.Папанина, Е.К.Федорова, П.П.Ширшова, Э.Т.Кренкеля. За это время льдина прошла более 2500км. от полюса до берегов Гренландии. Зимовщики были сняты ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман».

02 и 03.3.38г.- Уилкинс обслуживает район высокогорья вдоль хребтов Эндикотт и Брукс и несколько раз пересек их с интервалом в 10 минут.

10.3.38г. (по другим данным 14.3.38г.) — самолет Уилкинса и Кеньона совершил последний 8-й поисковый полет и достиг точки 87°50с.ш. (по другим данным 87°45) и 105°з.д., затем повернул обратно и приземлился в Аклавике после 19 часов полета, покрыв расстояние примерно 3300 миль.

31.3.38г. — советская поисковая экспедиция с Рудольфа предприняла полет в направлении Гренландии. Его совершил на четырехмоторном Н-212 Я.Д.Мошковский. Самолет облетел район между 82° и 84° к востоку от Гренландии.

04.4.38г. — Я.Д.Мошковский совершил поисковый полет в район предполагаемой посадки Н-209 (с учетом дрейфа льдов). Самолет прошел полюс и продолжал полет по нулевому меридиану в сторону Северной Америки, обследовав район до 88°40с.ш., летчики повернули обратно и вернулись на базу. Тогда же летчик И.Котов на одномоторном самолете конструкции Поликарпова Р-5, переоборудованном для дальних арктических полетов, выполнил второй полет в более южный район, куда дрейф мог переместить льдину, на которую, возможно, сел Леваневский.

18.5.38г.в 4.40 утра (по другим данным в апреле 1938г.) при взлете под Архангельском с аэродрома Княж-остров разбился самолет АНТ-6 Я.Д.Мошковского-Н-212. Погибли: Герой Советского Союза пилот М.С.Бабушкин, врач Ефим Россельс, техник по автопилотам Иван Рудный, бортинженер В.Гутовский…

Апрель — май 1938г. — прекращение официальных поисков самолета Леваневского Н-209.

Лето 1938г. — поисковая экспедиция доктора Хомера Келлемса на судне «Пандора» около м.Барроу и между островами Фитис и Спай на Аляске. Глубина воды в этом районе достигала тогда 25 — 30 футов.

Более двух лет (26 месяцев и 20 дней) с 23.10.37г. по 13.1.40г. продрейфовал в высоких широтах ледокольный пароход «Г.Седов» (капитан К.С.Бадигин, старпом А.Г.Ефремов, стармех Д.Г.Трофимов, руководитель научной части В.Х.Буйницкий и др.).

05.8 -17.10.40г. — североморская подводная лодка «Щ-423» (командир И.М.Зайдулин) впервые в истории совершила переход на Дальний Восток по Северному морскому пути в надводном положении. Поход длился 73 дня, из которых в течение 56 дней «Щ-423» была на ходу. Она прошла 7227 миль, из них 682 мили во льдах. Лодка прошла воды восьми морей: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского и Японского.Для того времени это было выдающееся плавание,сопряженное с неимоверными трудностями.

К 1941г. В Главсевморпути имелось более 200 самолетов, были постоянно работающие авиалинии: Якутск — Тикси, Тюмень — Салехард, Архангельск — Диксон, Тикси – Анадырь. Авиабазы располагались в Красноярске, Тюмени, Игарке, на Индигирке и т.д.

В марте 1941г. четырехмоторный самолет СССР Н-169 вылетел из Москвы в район полюса относительной недоступности. Самолет был оборудован как «летающая лаборатория» для выполнения целого комплекса стратегической ледовой разведки.
Маршрут Н-169: Москва — Амдерма — м.Желания (Новая Земля) — о.Рудольфа (Земля Франса-Иосифа) — Северная Земля — м.Челюскин — Хатанга — о.Котельный (Новосибирские Острова) — о.Врангеля — район полюса недоступности. С 2 марта по 23 апреля Н-169 трижды летал на полюс недоступности с острова Врангеля. Самолет совершал посадки на лед между 78°26 — 81°27 с.ш., 170-178°в.д. В общей сложности экспедиция провела во льдах 15 суток.
Экипаж самолета Н-169:
Командир И.И. Черевичный.
Второй пилот М.Н. Каминский.
Штурман В.И. Аккуратов.
Старший бортмеханик Д.Д. Шекуров
Второй бортмеханик В.П. Барукин.
Третий бортмеханик А.Я. Дурманенко.
Бортрадист А.А. Макаров.
Ученые Ленинградского Арктического института — начальник научной группы экспедиции Я.С. Либин, астроном — магнитолог М.Е. Острекин, метеоролог Н.Г. Черниговский.

В октябре 1945г. состоялся беспосадочный полет от мыса Челюскина до Северного полюса и оттуда — к Новосибирским Островам. Его совершил экипаж М.А. Титлова, впоследствии — Героя Советского Союза. Штурманом самолета был В.И. Аккуратов. На борту самолета находился и ледовый разведчик, океанолог М.М.Сомов. За пятнадцать с половиной часов было покрыто расстояние почти в 4500км., причем авиарейс проходил в условиях начинающейся полярной ночи. Главной задачей этой экспедиции было произвести дальнюю ледовую разведку, испытать навигационное оборудование самолета в период перехода полярного дня в полярную ночь.

Дрейф парохода «Г.Седов», полеты Черевичного и Титлова, поход подлодки «Щ423» не имели целью поисков самолета Леваневского. Однако если бы они хоть что-то случайно заметили, то это стало бы сразу же всем известно…
В послевоенные годы Арктика была уже хорошо освоена и изучена советскими моряками, летчиками, полярниками, учеными и военными.
Следов катастрофы самолета СССР Н-209 обнаружено не было…

Июль 1979г. — для проверок гипотезы о возможности гибели самолета Леваневского в Якутию прилетели Герой Советского Союза, папанинец, председатель Советского комитета защиты мира академик Е.К.Федоров и член-корреспондент АН СССР, президент Географического общества, директор Арктического и Антарктического НИИ А.Ф.Трешников, члены Якутского обкома КПСС, вертолетчик Е.В.Попов. Они побывали на гидрометеостанции, расположенной на озере Сюрень-Кюэль, и изучили место предполагаемого захоронения членов экипажа Н-209.

Лето 1982г.- поисковая экспедиция газеты «Воздушный Транспорт» (руководитель — инженер Евгений Коноплев), обнаружившая в долине реки Кавы (верховья реки Тауй) на юге Магаданской области разбившийся ТБ-3. Выпущен он был в 1938 – 39 годах. Этот самолет принадлежал Дальстрою и потерпел аварию при перелете Хабаровск — Магадан, зацепившись за склон сопки в сложных метеоусловиях, при этом экипаж и пассажиры остались живы.

Июль 1982г. — поисковая экспедиция авиаторов из Эгвекинота во главе с В.Логиновым на западном берегу Колючинской губы на Чукотке. Экспедиции оказывали содействие представители местных властей и Аэрофлота.

Август 1982г. — поисковая экспедиция (руководитель — писатель из Уфы Михаил Чванов) журнала «Техника Молодежи» и газеты «Советская Башкирия» в районе высокогорного озера Себян-Кюэль в 300- 400 км. севернее Якутска. Участники экспедиции: заместитель начальника экспедиции — кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог Э.Р.Мулдашев
(впоследствии руководитель Уфимского Всероссийского центра глазной и пластической хирургии), кандидат технических наук, начальник отдела КБ Уфимского авиационного института им.Орджоникидзе Ю.В.Лобанов, медик Р.Т.Булатов, А.Ю.Салихов, Н.П.Ников, С.В.Вырупаев и др.

Лето1983г. — небольшая поисковая экспедиция, организованная газетой «Советская Россия» в район озера Себян-Кюэль.

Август 1986г. — экспедиция в район Себян-Кюэль. Руководители: Э.Р. Мулдашев, Ю.В.Лобанов. Участники: летчик, Герой Советского Союза Ю.В. Курлин, писатель М.Чванов, медики Р.Булатов и О. Родионов, инженеры Г. Айбулатов (сотрудник кафедры ПЭ УАИ) и Ю.Васильев, завотдела газеты «Советская Россия» А.А.Степунина, океанографы-супруги Муравьевы, В.И.Елецкий (впоследствии ведущий инженер Запорожского ГП «Ивченко-Прогресс»)…
В районе долины реки Баянджи, долины Дулгалаха, что около озера Сюрень-Кюэль, на склоне горы в верхней части ущелья, почти у самой перевальной точки в боковой расщелине, экспедиция обнаружила разбившийся неизвестный огромный самолет. Что это за самолет, тогда выяснить не удалось, но это был не Н-209…

Лето 1986 г. и с 6 по 20 августа 1987 г. — бывший американский летчик Уолтер Курильчик провел ряд поисков (частично на свои средства, частично – при содействии компании АРКО) в районе островов Спай и Тэтис в группе островов Джонса на Аляске (где летом 1938г. работала группа Х.Келлемса). Приборы экспедиции В.Курильчика зафиксировали примерно 30 аномалий от металлических предметов с такими высокими амплитудами, как 15, 18 и 20 гамма. Эти данные получены в связке и показывают крупный объект в поисковой зоне. Водолазы не смогли поднять ни одного куска предполагаемого самолета.
Слой песка в 5 — 8 футов покрывает металлические объекты. Глубина воды в этом районе достигала 12 — 18 футов. Дно океана в основном ровное, покрыто гравием и илом. В летние месяцы между островами Тэтис и Спай проходят айсберги. В некоторых местах они перепахали дно. Но если самолет Н-209 действительно находится там, то его фюзеляж должен большей частью сохраниться.
Холодная вода, небольшая соленость и то, что самолет покрыт песком, — все это должно послужить защитой.

Апрель 1990 г.- американо-советская поисковая экспедиция в море Бофорта (север штата Аляска) у мыса Оликток. Участники: Уолтер Курильчик, летчик Роджер Беккер, профессор геофизики Дэвид Стоун, директор музея авиации в Фербенксе Эверетт Лонг, Тим Максвел, Денис Лонг, Эрджу Гудлайф, Боб Роберт, инженер из Киева Евгений Коноплев, Ваниз Юнисов.

Сентябрь 2000г. — американо-российские поисковые работы на Аляске в заливе Кэмден — Вэй. Участники поисков в августе 1999г.: Рон Ширдаун, Ли Уорхем, Дэвид Стоун, Тим Зграгген, Людмила Петраш, Виктор Елецкий. На глубине 10м. обнаружен объект, очень похожий на фюзеляж самолета, длина которого 22м. Однако, при проведении поисковых работ на шельфе с помощью магнитометров следов самолета обнаружить не удалось, а «фюзеляж» оказался остатком китобойной шхуны.

10.11.2006 г.: новая версия о возможном местонахождении самолета легендарного советского летчика Сигизмунда Леваневского, потерпевшего крушение в 1937 году на пути к Аляске, появилась в Якутии.
Местный следопыт, генеральный директор частной авиакомпании «Дьулуур» Игнат Попов считает, что останки четырехмоторного самолета ДБ-А надо искать в южной части Якутии. Игнат Попов уверен: искать самолет следует в Якутии, в районе реки Олекмы. В доказательство своей версии следопыт демонстрирует аэрофотографию одного из горных районов республики, на которой виден силуэт летательного аппарата. Эта уникальная фотография была обнаружена в архивах одного из сибирских институтов. После изучения снимка специалисты определили: это четырехмоторный самолет с гофрированным крылом.
На данный момент имеются точные координаты данного места, энтузиазм следопыта и интерес правительства Якутии. Вице-премьер республиканского правительства Артур Алексеев, выслушав следопыта, решил организовать летом 2006 года экспедицию. Но, скорее всего, этот самолет является ТБ-3, т.к. Н-209 везде имел гладкую обшивку, а не гофрированную.
www.polarposn.ru

далее: Случаи приема радиограмм от радиста с позывным «РЛ» после исчезновения Н-209.

В якутском треугольнике
Поиск самолета С. Леваневского продолжается.
Автор: Эрнст Мулдашев, кандидат медицинских наук. Юрий Лобанов, кандидат технических наук.
Выходные данные: «Советская Россия» 05.08.1984 г
Экспедиция, которая ведет поиск самолета С. Леваневского, как мы уже сообщали, выехала в очередной раз в Якутию. О ходе поисков мы будем рассказывать нашим читателям.
Сегодня печатаем материалы предыдущих экспедиций, содержащие весьма любопытные находки.

Если всмотреться в подробную карту Якутии, то на восточных отрогах Верхоянского хребта можно заметить два довольно больших озера, соединенных протокой и имеющих общее название Себян-Кюель. Недалеко от них расположен одноименный эвенский поселок. Добраться сюда можно только на самолете или вертолете.

Если на карте соединить линиями озера Себян-Кюель, Сюрень-Кюель и верховья реки Эчий, то обозначится треугольное пространство. Именно этот район привлекает вот уже несколько лет неизменное внимание исследователей.

Еще один треугольник? Якутский вариант Бермудского? Мы считаем, что стечение таких обстоятельств, как пересечение довоенных воздушных трасс, сложный ландшафт, метеорологические особенности привело к тому, что именно в районе Себян-Кюель локализованы места катастроф нескольких самолетов. Мы акцентируем на этом внимание лишь потому, что данное обстоятельство значительно усложнило работу двух башкирских экспедиций (1982-1983 гг.) поиска пропавшего экипажа Леваневского.

… Когда летчик из Ленска Е. В. Попов сообщил, что в 1965 году на берегу озера он видел доску, на которой была надпись о гибели 13 августа 1937 года самолета Н-209 и были перечислены фамилии летчиков, в том числе и С. Леваневского, — все это казалось невероятным. Трудно было представить, чтобы столь опытный экипаж так сильно отклонился от курса, проходившего из Москвы через Северный полюс к американскому городу Фербенксу на Аляске. Однако «Советская Россия» уже опубликовала аргументы, подтверждающие такую возможность. Заметим также один не упомянутый момент: Фербенкс и озеро Себян-Кюель находятся на одной и той же широте.
Задачами нашей экспедиции были тщательный опрос населения, наземные и подводные поиски, электромагнитная съемка местности, уточнение данных о приеме радиограмм с самолета Леваневского в Якутии — проверка ряда версий. В состав экспедиции вошли врачи, авиационные специалисты, водолазы — А. Салихов, Р. Булатов, В. Уваров, С. Вырупаев, Н. Ников, П. Ищенко, А. Серов и авторы этих строк. Все — опытные спортсмены-туристы.

Когда мы впервые прибыли в поселок Себян-Кюель, услышали одну легенду. Рассказывали, что незадолго до войны в районе озера Себян-Кюель упал большой самолет. Один из летчиков остался жив. Он похоронил своих погибших товарищей, поставил в районе перешейка между двумя озерами Себян-Кюель знак и пошел вниз по течению. Вскоре у него кончились патроны, и он выбросил уже не нужный наган (который, как утверждает местный житель А. Г. Захаров, им был в детстве найден). Позднее этот летчик погиб в тайге. Его труп нашли эвены-оленеводы.
Признаться, мы усомнились в правдоподобности легенды.

ДОСКА С НАДПИСЬЮ

— Вы точно помните, что на доске была написана фамилия Леваневский? — спросили мы летчика Попова.

— Сейчас, по прошествии многих лет и в результате постоянной критики, — отвечал Попов, — я даже начал сомневаться и не могу утверждать итого с полной гарантией.

Но знаю точно, что по возвращении в лагерь мы с бортмехаником Кирсановым сразу начали говорить о Леваневском, котя о нем и его последнем перелете знали в то время только понаслышке и не могли логически предположить возможность гибели его экипажа здесь. И еще. Дату я запомнил точно, так как сам родился 13 сентября 1937 года. Я даже провел аналогию-погиб экипаж, а ровно через месяц родился я. Хорошо врезались в память латинская буква «N» и две фамилии, оканчивающиеся, на «…ский».

Видел ли еще кто-нибудь эту доску? Опрос показал, что знак с надписью о погибших летчиках видели еще 16 человек. Приведем показания некоторых из них.

Захаров Афанасий Николаевич, 41 года, оленевод, рассказал, что в 1963 году ловил рыбу в районе перешейка озера Себян-Кюель. На берегу малого озера, недалеко от могилы эвенской старушки, он заметил столб высотой около 1 метра и толщиной 15 — 20 см. На столбе или прибитой к нему доске (не помнит) была сделана надпись, которую он внимательно прочитал. Хорошо запомнил, что были перечислены фамилии погибших летчиков и дату — 1937 год.

Кривошапкина Мария Константиновна, 32 лет, воспитатель детского сада, в мае 1963 года вместе с группой ходила в поход в район перешейка озера Себян-Кюель. Они нашли доску, которая была к чему-то прибита и располагалась на сухом бугорке. Эвены на могилах табличек с надписями никогда не делают.

Алексеев Анатолий Афанасьевич, 36 лет, председатель сельского Совета, видел эту доску трижды — в 1953 и 1965 годах. Точно помнит слово «экипаж» и то, что речь шла о погибших летчиках.

Не надеясь отыскать саму доску, мы повели могилы и столбиков, к которым могла была прикреплена доска. Тщательное прочесывание местности в районе перешейка озера Себян-Кюель привело к целому ряду находок. В 50 метрах от южного конца малого озера на краю той самой болотистой низины, о которой говорили Попов и Кирсанов, на сухом бугре стоят два вкопанных столбика. Верхние их концы имеют спил, следов гвоздей нет. Но самое примечательное — линия, соединяющая столбики, выводит на большой бугор, очень похожий на могилу. Возможно, к этим: столбикам была прикреплена доска и на ней был указатель на могилу.

Бугор (предположительно могила) располагается на другой стороне протоки. В центре — столб со следами гвоздей. Самой доски нет.
Кто же мог захоронить погибших летчиков? Размеры бугра со столбом свидетельствуют о том, что была выкопана глубокая и широкая яма, в которой могло быть захоронено несколько человек. Местные жители утверждают, что находка не имеет никакого отношения к эвенским захоронениям. Эвены хоронят по-другому, в чем мы неоднократно убеждались сами. Тогда кто же мог это сделать?

ЭТО БЫЛ РУССКИЙ

Захарова Варвара Афанасьевна, 48 лет, по профессии санитарка, рассказала нам следующее:
«Незадолго до войны, когда я была совсем маленькой, мы кочевали в районе реки Сутаня. Как-то днем мы с Марией Кривошапкиной ушли далеко от чума и в кустах увидели мертвого медведя. Испугались, прибежали обратно и сказали об этом отцу. Отец пошел вместе с нами, осторожно подошел к мертвому медведю и подозвал нас. Это был не медведь! Перед нами ничком лежал мертвый человек, одетый в меховую куртку. Правая его рука была вытянута и сжимала кинжал, воткнутый в землю. Через плечо был перекинут длинный гладкий ремень, на котором висела прямоугольная сумка. Он был обут в зимние унты, голенища которых были сильно изрезаны.
Отец увел нас от умершего русского, а вечером у костра рассказал, что на конце озера Себян-Кюель был сильный грохот и что-то упало с неба. Наверное, этот русский прилетел.

— Скажите, похожа ли была сумка, висевшая на боку умершего русского в меховой куртке, на эту? — спросили мы, показав планшет.

— Да, у него была такая же сумка, — ответила Варвара Афанасьевна.

Историю русского в меховой куртке, нам сказали, знает 104-летняя старушка Татьяна Семеновна Захарова, которая и зимой, и летом живет вместе с безруким сыном Христофором близ озера Момыя.

Татьяна Семеновна знала грамоту, была лучшим охотником своего рода и в течение многих лет являлась секретарем товарищества. К ней приходили за советом. Она рассказала об Иване Захарове.

— Я сама не видела умершего русского в меховой куртке, — рассказывала Татьяна Семеновна, — но хорошо знала эту историю и тех людей, которые нашли его в лесу.
Всего о русском в меховой куртке нам рассказывали 6 человек.

Анастасия Христофоровна Кривошапкина, медицинская сестра, вспомнила рассказ своего отца о другом русском: «Незадолго до войны ранней осенью мы с товарищем поехали на оленях в поселок Сечен-Кюсль. Тропа проходила мимо озера Себян-Кюель. Неожиданно на берегу озера в районе его перешейка увидели лежащего на спине мертвого человека. Это был не эвен, а здоровый носатый русский. Лицо его было белое, глаза уже выклевали вороны. Одет он был очень странно дли таежных условий — черный костюм, белая рубашка и галстук, на ногах были ботинки. Документов при нем не было. Мы испугались (откуда он здесь?) и ушли. До этого слышали сильный грохот: подумали, что появление русского в костюме связано с ним.

Можно предполагать, что после катастрофы самолета на озере Себян-Кюель один из членов экипажа (тот, который был одет в меховую куртку) оставался жив. Он похоронил выброшенных течением и волнами своих товарищей и поставил знак с надписью о случившемся. После этого летчик в меховой куртке пошел в поисках жилья, как делают обычно в тайге. Возможно, летчик в меховой куртке по ходу движения оставил какие-то знаки или предметы.

Мы нашли два из них. На левом берегу в самом начале второго озера Себян-Кюель на высоком заметном бугре установлен необычный высокий крест. Мы его обнаружили лежащим на земле: у основания крест был подкопан медведем, подгнил и упал. По поводу формы креста мы проконсультировались у нескольких якутских летчиков. Были высказаны разные мнения, одно из которых сводится к тому, что такой формы кресты ставят полярные летчики. Вторая находка — это странный шалаш, расположенный также на левом берегу, ниже того места, откуда из второго озера Себян-Кюель вытекает река Себян. Сооружение очень старое, полуразвалившееся.

ХОЛМ ПОД ВОДОЙ

Итак, если прочертить ход летчика в меховой куртке от бугра со столбом (могила летчиков?) к реке Сутаня, где он погиб, то на этом пути будут находиться стреловидный крест и «шалаш».

У жителей поселка Себян-Кюель бытует легенда, согласно которой на одноименном озере был большой шум, что-то упало с неба и поднялась высокая волна. Когда волна опустилась и наступила ночь, у озера появились глаза. Озеро иногда открывает глаза и печально смотрит в небо…

Ряд моментов, выясненных у местных жителей, позволяет судить о возможной катастрофе самолета на озере Себян-Кюель. В этом районе слышали грохот, говорили, что незадолго до войны упал самолет. Другая группа фактов свидетельствует о находках близ озера Себян-Кюель и ниже по течению металлических предметов, похожих на части самолета. Так, Кейметинов Василий Афанасьевич и Степанов Дмитрий Васильевич видели лежащие на берегу куски дюралюминия и обломок крыла. Многие жители поселка рассказывали, что Кейметинов Василий Павлович в период войны приносил из района перешейка озера Себян-Кюель блестящие металлические сосуды с заклепками. В них хранили одежду или воду. Сам В. П. Кейметинов в разговоре с председателем сельского Совета Л. Л. Алексеевым сказал, что брал эти баки в районе перешейка озера.

Мы опросили жителей поселка. Нам сопутствовала удача — у Розы Федоровны Степановой нашелся такой бак. Предварительная экспертиза показала, что данный предмет представляет собой часть бензобака самолета довоенного образца. Можно ли идентифицировать его с самолетом Леваневского? Возможно, более тщательная экспертиза сможет ответить на этот вопрос. А пока лишь заметим, что баки самолета Н-209 были сделаны тоже из клепаного листового дюралюминия.

При помощи буев и береговых вешек мы разделили данный участок озера на квадраты и произвели тщательный промер глубин с составлением схемы рельефа дна. Здесь на ровном илистом дне на глубине 4-5 метров в 150 метрах от берега был обнаружен подводный холм, размеры которого соответствуют размерам самолета Н-209. Подводные исследования показали, что этот холм образован твердой массой, покрытой слоем ила толщиной 2-3 метра. Он давал электромагнитный всплеск, что позволяло с определенной степенью вероятности думать о наличии металла. Попытки наших аквалангистов разрыть ил не увенчались успехом; нужна мотопомпа для размыва ила.

Но самым примечательным было то, что между подводным холмом, знаком в виде двух столбиков н бугром со столбом (могилой летчиков?) прослеживалась четкая, логическая связь. Линия, соединяющая два столбика, с одной стороны, показывает на бугор со столбом, с другой- на подводный холм. Можно предположить, что доска с надписями о погибших летчиках, прикрепленная к двум столбикам, являлась знаком, указывающим не только на могилу летчиков, но и на место катастрофы самолета.

Таким образом, полученные данные в совокупности позволяют утверждать, что в районе перешейка озера Себян-Кюель незадолго до войны произошла катастрофа самолета.

ПОСЛЕДНЯЯ РАДИОГРАММА

Федор Матвеевич Пилясов, с которым мы встретились, в 1937 году работал начальником приемной радиостанции в Якутске. По заданиям Управления связи СССР Пилясов держал связь с экипажами Чкалова, Громоза, Коккинаки, Фариха, Говарда, Хьюса и других. Он же следил за перелетом самолета Леваневского, принимал почти все радиограммы с борта Н-209.

13 августа 1937 года вечером (что соответствовало, видимо, 14-16 часам московского времени) Пилясов принял с самолета Леваневского следующий текст радиограммы:
«Правый крайний вышел из строя
иду на двух… пришлось снизиться
впереди вижу ледяные горы»…

Эта радиограмма оказалась последней. Такого текста радиограммы нам не приходилось видеть ни в одной известной публикации. Что имел в виду Леваневский, когда передавал: «Впереди вижу ледяные горы»? Мы проконсультировались у опытных полярных летчиков и выяснили, что торосы с высоты полета никак нельзя принять за ледяные горы. По «ледяными горами» Леваневский вполне мог назвать покрытые снегом отроги Верхоянского хребта.

Вспомним также, что многие свидетели отмечали латинскую транскрипцию буквы на доске с надписью о погибших летчиках. Возможно, летчик, оставшийся в живых после катастрофы самолета, думал, он находится в США.

Итак, в результате работы нашей экспедиции получено много, фактов, удалось провести некоторые аналогии, но еще больше поставлено вопросов. Возможно, наша нынешняя экспедиция сможет ответить на эти вопросы и среди них на самый главный — где же погиб экипаж Леваневского?
Эрнст Мулдашев,
кандидат медицинских наук.
Юрий Лобанов,
кандидат технических наук.

Источник /www.polarpost.ru/Library/N-209/text-1984-muldashev-lobanov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *