ВИА «Нонап»

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. широкое распространение во всем мире получила рок-музыка, которая явилась результатом развития и взаимодействия различных направлений популярной музыки, фольклора, джаза.
Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
Для нашего села создание какого-нибудь музыкального ансамбля, вроде вышеуказанного, было преждевременным в силу того, что оснащенность музыкальными инструментами, профессиональное мастерство коллектива было на низком, первичном уровне. Поэтому термин «ВИА» скорее был приравнен к обычной сельской художественной самодеятельности, и к быстро изменяющейся направленности, или стиля исполнения современных песен. На смену баяна пришли современные инструменты, электрогитары, ударные, клавишные.
ВИА «Нонап» первоначально конечно именовался просто музыкальным ансамблем. В процессе его дальнейшего существования, наименование ВИА как то незаметно вошло в обиход, и никто не мог оспорить такое звание, так как это было закономерным и заслуженным для этого коллектива явлением.
Думаю, воспоминания участников коллектива, и вообще тех, кому не безынтересна его история, очень актуальны для подрастающего поколения и вообще для истории села, и мы будем очень благодарны всем, кто примет участи в ее написании.
Представляю воспоминания создателей коллектива, в первую очередь нашего уважаемого в селе ветерана, Степанова Клима Степановича.

«В 1972 году в сельском клубе села Себян-Кюель, где я работал с 1971 года заведующим собралась группа молодых ребят, моих друзей. Это были самые активные участники всех проводимых мероприятий как в клубе, так и в общественных делах села. В одном из таких «сборищ» Степанов Валерий Николаевич, Кривошапкин Платон Петрович, и я решили создать музыкальный коллектив. Инициатором был Валерий Николаевич, так как когда служил в армии, был в составе армейского музыкального коллектива. Наш музыкальный коллектив мы решили назвать ВИА «Нонап», чо в переводе на русский означает «Первый». А вскоре по инициативе сельской учительницы Кейметиновой Ольги Никифоровны был создан национальный эвенский танцевальный коллектив «Мэрлэнкэ». Ольга Никифоровна имела опыт по постановке национальных танцев, так как учась в Ленинградском пединституте имени Герцена являлась солисткой и участником танцевального ансамбля. Эти два коллектива органично вплелись во всю культурную жизнь села и были ядром все концертных программ.
Степанов В.Н. и Степанов К.С. Степанов В.Н и Степанов К.С.

Первыми членами коллектива были я- Степанов Клим Степанович (баян,гитара),Степанов Валерий Николаевич(ударные, гитара), Степанов Александр Николаевич(ритм-гитара). Солистами выступали Кривошапкин Платон Петрович,автор нескольких песен, также Кривошапкина Оксана Христофоровна, Слепцова Вера Васильевна.
Перед концертом. Степанов К.С.,Степанов В.Н.,Степанов А.Н., Кривошапкин П.Х. Перед концертом.

В первое время с наличием музыкальных инструментов было очень трудно, позже с большим трудом удалось приобрести электрогитары, ударные, усилители и микрофоны. Так постепенно мы приобретали опыт в исполнении,приходили новые участники, менялся репертуар.

На концерте в п.Сеген-Кюель

На концерте в п.Сеген-Кюель


Общая цель создания этих коллективов — пропаганда и развитие эвенской национальной песенной и танцевальной культуры, сохранение местных национальных традиций, и сплочение молодежи для достижения этих идей».

Степанов Александр Николаевич.
» Я не отношу себя к создателям ВИА, но с первых дней был участником этого коллектива. Сначала помогал просто как помощник, вроде осветителя, с оборудованиием, затем заменял на ударных инструментах, когда Валерию Николаевичу было необходимо или петь, или играть на баяне или гитаре. Я хорошо помню как создавался этот коллектив. Сначала, после прибытия демоболизованных солдат, в селе устроили концерт, где учавствовали и сами воины, Степанов Валерий Николаевич, как солист и баянист, Кривошапкин Павел Христофорович на баяне и Потапов Константин Николаевич в качестве солиста и тоже баяниста. К тому времени уже образовался костяк молодежи, которые активно учавствовали в художественной самодеятельности, это солист Кривошапкин Платон Петрович, Степанов Клим Степанович, как художественный руководитель всех концертных мероприятий и заведующий клубом, Кривошапкина Оксана Христофоровна и другие. Со вновь прибывшими с армии солдат концерт получился очень насыщенным и содержательным, в первую очередь в плане репертуара. Думаю, после концерта зародилась у них идея создать ансамбль. Через некоторое небольшое время началась подготовка к большому концерту, которую как обычно готовили ко Дню молодежи, в последние выходные июня. Позже этот праздник, в связи с крахом СССР, незаметно стал проводиться как «Эвинек». Но это отдельная большая тема. Именно тогда впервые применили в качестве нововведения, как использование простой гитары, подсоединив к нему адаптер или как называли иногда «звукосниматель», которую присоединяли к усилителю киноаппаратуры, отчего звук простой гитары усиливался и даже он приобрел совсем иное, непривычное для уха звучание. Из школы каким-то образом выпросили пионерский барабан и из физической лаборатории — медный плоский диск с дырками, как от дуршлага. До сих пор не могу припомнить его предназначения в школьных опытах. Но тем не менее при ударе об нее палочкой издавался вполне приличный звук как от медной тарелки. Все это хозяйство прикрепили к стойкам из тех же приспособлений для физических или химических опытов. Правда вначале, при ударе палочкой по барабану или импровизированной тарелке, последние падали, не выдержав силы удара, но тем не менее позднее нашли способ более надежного удержания. Но иногда, во время концерта, в пылу азарта, бедный барабан или тарелка все же оказывались на полу, с грохотом извещая о своем падении. Но это было безвинным смешным случаем.
Концерт конечно получился на славу. Мне на нем вручили маракас, и я в такт музыке, тряс его во всю силу, надеясь сквозь гитарный или микрофонный звук услышать бледное его звучание. К тому микрофон тоже был примитивным, от портативного переносного магнитофона «Орбита», или катушечного магнитофона настольного, типа «Комета». Тоже звук был еще тот, но компенсировался тем, что все это было в новинку, очень необычно, в духе современного исполнения. Думаю, уже тогда это был первый концерт нового музыкального коллектива, еще пока не имеющего названия.
Во время летнего перерыва кое-кто разъехался, но осенью опять собрались вместе, и опять начали подготовку к большому концерту, которую приурочили ко дню сельского хозяйства. Он проводился к середине октября, как раз после пересчета оленей. Для сельчан это был как бы итоговый, заключительный годовой отчет о своих трудовых буднях. Поэтому концерт был не совсем рядовой. Именно тогда коллектив выступил с новым названием «Нонап». Это было в октябре 1972 года.
После службы в армии, тоже уже к осени, и опять к концерту ко дню сельского хозяйства, я уже выступал в качестве исполнителя на ритм-гитаре. Тогда уже ансамбль имел электрогитару, усилитель и ударные, вполне приличные для села, в духе того времени. И вот с осени 1975 года был постоянным участником всех выступлений ВИА «Нонап». Менялись составы, приходили новые люди, привнося с собой новые веяния. Я перешел к игре на бас-гитару, и до середины 80-х годов был в его постоянном составе. Также надо отметить что все участники первого состава «Нонап» к тому же были участниками танцевального ансамбля «Мэрлэнкэ». Это тоже отдельная страница, и ему тоже будет отведено место в освещении ее истории»
Степанов Клим Степанович и Степанов Александр Николаевич.
Степанов К.С. и Степанов А.Н.

Участники ансамбля: Кривошапкина Оксана Христофоровна, Слепцова Вера Васильевна и Кривошапкин Платон Петрович.
Солист Платон Кривошапкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *