Белый олень спустился с небес

575454561
Встреча эвенов без сээдьэ не праздник.

Конечно, в отличие от эвенкийского Бакалдына праздник встречи лета эвенов Эвинек был куда скромнее как по числу участников, так и по церемониям, однако сээдьэ здесь танцевали целый день все, начиная с детей и заканчивая почтенными старцами.

Перед началом торжества на одной из полян по Покровскому тракту выстроились делегации Эвено-Бытантайского района, сел Себян-Кюель и Березовка Кобяйского и Среднеколымского улусов, где компактно проживают эвены. Замыкали процессию пришедших на встречу сородичей представители республиканской Ассоциации КМНС, отмечающей в декабре 25-летие создания.

«Пусть небо будет ясным, а дорога прямой…»
Как и полагается, церемония началась с кормления духа огня. Обряд провела Зинаида Никулина, знаток традиций предков из Эвено-Бытантая. Затем хозяева и гости Эвинека прошли через салама, подвешенные к веревке лоскутки ткани, поднимая руки к солнцу. Этот ритуал называется дэбдиргэ. По ламутским поверьям в день, когда они собираются вместе после долгой зимы, открываются врата в небеса, откуда спускается священный белый олень и благословляет эвенский народ.
Поздравить людей пришли гости, среди них депутат Ил Тумэна, руководитель местной организации полярников Владимир Членов, вручивший грамоты и призы от народных избранников. Он предложил закрепить через мэрию местность, где проходит Эвинек, за Союзом эвенов Якутии. Его поддержал уполномоченный по правам КМНС республики Константин Роббек, напомнивший сородичам о предстоящем 25-летии Ассоциации коренных этносов и очередном съезде эвенов. «Пусть небо будет ясным, дорога прямой, а добыча богатой», — напутствовал празднующих вице-президент АКНС РС(Я), представитель югакиров Вячеслав Шадрин. Затем начались концерт, спортивные игры, угощение свежей олениной и, конечно же, сээдьэ, без которого эвены не представляют свой праздник…

Оленевод, ставший бульдозеристом
— Я тридцать лет отработал в оленеводстве в заполярном Эвено-Бытантае, но родом из Себян-Кюеля, — говорит мне Степан Самойлов. — Затем переехал в Батагай, где был старателем на золотом прииске. Сейчас на пенсии, живу в Якутске, но езжу на сезонные работы в старательские артели.
Оказалось, что Степан Дмитриевич в свое время освоил профессию тракториста, начинал с ДТ-75 и «Беларуси», потом пересел на бульдозер, сейчас управляет «Комацу». В прошлом году отработал сезон в Оймяконском районе, ближе к осени, если позволит здоровье, снова собирается туда. Кстати, ветерану труда исполнится нынче 60 лет.
На празднике он задушевно исполнил песни на якутском и эвенском языках, вызвав бурные аплодисменты. Под конец мой собеседник попросил у гармониста его музыкальный инструмент и выдал несколько мелодий, чем окончательно сразил сердца слушателей.
— Такие встречи окрыляют меня, чувствую себя молодым и востребованным, а песни — мое любимое хобби, — говорит напоследок бывший оленевод, ставший бульдозеристом. — Этот праздник нужен прежде всего молодым, чтобы они помнили свои корни и традиции…

В Березовке жизнь продолжается
Во время Эвинека я не мог не поговорить с представителями Березовки, живущими в столице, но не теряющими связи с родным краем. В этом году Березовке исполнилось 60 лет. Столько лет назад эвены, кочевавшие между Якутией и Магаданской областью, обрели свое постоянное местожительство на Средней Колыме.
«Нельзя сказать, что в Березовке все хорошо, особенно в оленеводстве, — рассказывает мне Екатерина Тарабукина, ответственный секретарь АКНС Якутии. — Если раньше было около восьми тысяч оленей, то сейчас — около трех тысяч. Правда, за последний год пусть немного, но прибавка в оленьих стадах есть».
Спрашиваю: ведется ли хоть какое-нибудь строительство в Березовке? Екатерина Константиновна напоминает, что еще в 2003 году было принято постановление правительства о постройке десяти сборных жилых домов. Решение исполнено в этом году, так, на возвышенном, не затопляемом талыми водами месте дома уже стоят, получается, пусть с опозданием, но власти сдержали слово.
Зимой березовчане ездят в райцентр Среднеколымск по зимнику, летом только на моторных лодках, преодолевая реки Березовка и Колыма. Правда, иногда летает вертолет, если скопится много груза и людей. «Но жизнь в нашей родной Березовке продолжается, хотя многие уезжают в другие места, главное, что здесь сохранили язык, культуру и традиции своего народа, которые нужно и дальше сохранять и развивать», — говорит моя собеседница.

Газета «Якутия»